Вторник, 15.06.2021, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РАБОТАЕМ ПО ФГОС

Педагогические технологии – эффективный инструмент учителя истории и обществознания                         в контексте требований ФГОС

Одним из важных направлений в работе современного учителя является применение педагогических технологий, которые позволяют реализовывать компетентностный подход, выполняя тем самым требования Федерального государственного образовательного стандарта, направленные на формирование у обучающихся таких качеств, которые позволят свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть активными членами общества, имеющими свои принципы, взгляды, умеющими их отстаивать.

Что же такое педагогическая технология. На протяжении ХХ века делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 50-х годов эти попытки были в основном сосредоточены на использовании технических средств обучения. В 60-е годы это было связано со становлением и развитием программированного обучения. В 70-ые годы воздействие системного подхода привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

 В условиях современной модернизации образования понятие образовательная технология рассматривается и как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология, призванная обеспечить формирование у детей универсальных учебных действий, облегчить процесс обучения, максимально упростить процесс восприятия детьми материала и помочь применить полученные знания на практике. Актуальность использования педагогических технологий состоит в том, что они отдают приоритет развитию деятельности учащихся, а не накоплению фактов, что отвечает требованиям ФГОС.

В настоящее время разработано очень много технологий обучения, имеющих разную направленность. Учитель имеет возможность самостоятельно выбрать целесообразную с его точки зрения технологию обучения с учетом возможностей класса, характера материала, целей деятельности. В своей работе я использую преимущественно несколько педагогических технологий, которые, на мой взгляд, позволяют достигать поставленных задач с учетом специфики той школы, в которой работаю – малокомплектной. Учителя, работающие в малокомплектной школе, стеснены в плане применения тех видов педагогических технологий, которые рассчитаны на групповые методы работы. Когда в классе 2-4 человека сложно поделить их на группы для «аквариумного обсуждения», применить методику «Пила» или «Пила-2». Тем не менее, даже в наших условиях строим уроки в соответствии с теми педагогическими технологиями, которые можно адаптировать к нашим условиям. На них я хотела бы остановиться более подробно. Примером таких технологий является технология развития критического мышления, технология кейс-стади, технология ситуативного обучения и проектная технология.

Технология развития критического мышления

Данная технология стала известна в России с 1997 года. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает путь, помогающий усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией – чтение и письмо.

Выделяются три основных стадии:

• вызов,

• осмысление,

• рефлексия.

Задача первой стадии: заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

На второй стадии идет работа непосредственно с информацией. Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.

На третьей стадии, рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.

На каждой стадии выделяются свои приемы и методы. Например, Игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с...», « Что вы знаете о...» и т.д. На стадии осмысления — активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составление таблицы.

Выписывают то, что совпало с представлениями учащегося

V         Выписывают новое содержание

+          Выписывают то, что не совпало с их представлениями

–          Выписывают то, что вызывает сомнение или непонимание.

?           Затруднение, вопрос.

Значки могут ставиться при чтении на полях.

На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа. Организация дискуссий, круглых столов.

На этой стадии желательно составить таблицу «Тонких и Толстых вопросов».

Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа.

Тонкие подробного, развернутого.

Толстые вопросы:

Где... Когда... Кто... Что, и т.д.

Тонкие вопросы:

Как вы думаете, почему... Каковы последствия... В чем различия... Предположите, что будет, если.

Подобную технологию можно применять на разных уроках, по разным темам. Так, например, я использовала технологию развития критического мышления на уроке в 8 классе по теме «Общественное движение в России после Отечественной войны 1812 года» (Приложение №1). Данный урок сложен для понимания детей, многогранен и чрезвычайно важен для дальнейшего изучения истории, так как общественное движение в России, активно возникнув после заграничных походов русской армии, только нарастало в дальнейшем.  Для понимания причин возникновения и развития общественного движения обучающимся необходим достаточно большой арсенал знаний не только по истории, но и по обществознанию. Нестандартная подача материала, включение различных дополнительных дидактических приемов позволяет упростить процесс восприятия, сформировать дополнительные связи информации.

(Рассмотрение приложений, рассказ об уроке и методике его проведения).

Некоторые исторически темы позволяют применять еще одну интересную педагогическую технологию – технологию кейс-стади. Для меня она интересна тем, что хоть и рассчитана на применение в малых группах, но может применяться индивидуально,  а также может быть использована как в классной, так и во внеклассной работе. Кратко коснусь этой технологии.

КЕЙС-СТАДИ (от англ. case-study) — методика ситуативного обучения, основанная на реальной действительности и реальных проблемах, требующая от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации. Технология кейс-стади появилась в  1924 г. в США в Школе бизнеса Гарвардского университета. В нашей стране стали применять в высшей школе и на курсах подготовки и переподготовки кадров  в 80-е гг. Значительно позже данный метод вошел и в среднюю школу. Ситуация, предложенная для рассмотрения,  может быть как реальная, так и вымышленная. Главное, чтобы кейс был живым. «Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».(Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов). Технология кейс-стади очень хорошо применима на уроках обществознания, где детям часто приходится «примерять ситуацию на себя». Почему кейс? Кейс в переводе с английского – ящик, портфель. Кейс – набор документов, рекомендованных для изучения для разрешения проблемы. Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?

Этапы:

1.         Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)

2.         Работа в малых группах (или индивидуально) по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.

3.         Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Форматы дискуссии:

•        учитель- обучающийся: перекрестный допрос;

•        учитель- обучающийся: гипотетический формат;

•        обучающийся - обучающийся: конфронтация и/или кооперация;

•        обучающийся - обучающийся: "играть роль”;

•        учитель- класс: "безмолвный” формат».

Описание этих форматов можно найти по адресу: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1 .

Урок, который вы будете строить по технологии кейс-стади, имеет свою структуру.

Структура урока, построенного по технологии кейс-стади:

1этап: Погружение в совместную деятельность.

На данном этапе предполагается формирование мотивации к совемесной деятельности, формирование малых групп любым способом: жеребьевка, специальный или случайных подбор, индивидуальные кейсы или одна группа.

2 этап: Поляризация.

Распределение кейсов по группам. Инструктаж по выполнению работы. Предъявление критериев оценивания. Обязательный хронометраж на каждом этапе работы.

3 этап: Самостоятельная работа учащихся.

Решение предложенной ситуации внутри группы. Определение спикеров в малых группах.

4 этап: Обсуждение.

Спикеры представляют решение группы и отвечают на возможные вопросы.

 

 Технология ситуативного обучения создает  условия для формирования субъективного опыта и проявления личностных особенностей через создание личностно- ориентированной ситуации, в которой востребуется проявление личностных функций и качеств, требуется необходимость самостоятельного осмысления проблемы:
Варианты ситуации:
1. Ситуация - иллюстрация, как наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, которые ученику необходимо «примерить» к себе;
2. Ситуация - проблема, содержащая какой- то конфликт (жизненный, научный, социальный), разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации;
3. Ситуация - оценивание, требующая собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции;
4. Ситуация выбора, когда возможны различные варианты действий и нужно принять аргументированное решение о выборе одного из них.

Так, технология ситуативного обучения практически универсальна и применима не только на уроках истории и обществознания, но и с успехом может применяться на других уроках. Примером для иллюстрации может послужить ситуация, которую можно предложить детям на уроках обществознания при изучении тем по уголовному праву.

«Вы успешный бизнесмен. У вас есть своя фирма, хороший дом, семья: жена и двое детей – сын и дочь. Вы очень занятой человек и знаете, что из-за дел недостаточно времени уделяете семье. Поэтому считаете своим долгом обеспечить их материально, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однажды вечером, просматривая газеты, вы услышали в криминальных новостях, что разыскивается молодой человек, которого подозревают в распространении наркотиков. В представленном фотороботе вы узнаете своего сына. Что вы будете делать?» Далее идет обсуждение ситуации. Для урока, построенного по данной технологии также есть определенная структура:

1 этап: Описание ситуации.

(Прочтение, показ видеороликов и т.п. Можно несколько ситуаций, если несколько групп.  По замыслу урока, в соответствии с идеей и задачами)

2 этап: Анализ ситуации.

Обсуждение ситуации в малых группах или в одной группе в малокомплектной школе).

3 этап: Определение цели работы и пути достижения предполагаемого результата.

(На данном этапе можно предложить дополнительный материал: статьи закона, статистические данные, ссылки на ресурсы Сети и т.п.)

4 этап: Осуществление практических действий.

(Координация работы в группах, работа с текстом, изучение предложенной информации, поиск ответов по вопросам)

5 этап: Формулирование рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций.

(Представление результатов групповой работы, содержащей оценку деятельности, поступков героев предложенной ситуации, сюжета и т.п.)

6 этап: Рефлексия.

Метод проектов достаточно широко применяется в школе и конкретно останавливаться на его интерпретации нет смысла. В своей практике метод проектов я применяю преимущественно на уроках истории и Краеведения. В настоящее время учащиеся 8-9 классов принимают участие в долгосрочном проекте, приуроченном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Их было шестеро у матери». Результатом проектной деятельности станет одноименная исследовательская работа, представленная в виде альбома, который останется в школьном музее на память о выпускниках. Проект посвящен жительнице нашего сельского поселения Разогреевой Елене Политьевне (ныне покойной) и ее сыновьям. Проводив на войну шестерых сыновей, мать дождалась только одного.  Кроме того идет активная реконструкция школьного музея и особенно экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне и вкладу наших соотечественников в дело освобождения нашей Родины от фашистов.

Современные образовательные технологии помогают эффективно проводить уроки истории и обществознания в основной школе, формируя универсальные учебные действия и  важные личностные качества человека XXI века.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930