Вторник, 15.06.2021, 06:07
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Исследовательская работа "Экологические традиции самобытной архитектуры Верхнего Дона"

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Средне-Лопатинская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Средне-Лопатинская ООШ)

 

 

 

Возрастная группа «Юный исследователь»

Секция: естественнонаучная

 

 

Исследовательская работа

«Экологические традиции самобытной архитектуры Верхнего Дона»

 

 

 

Выполнил:

Паршин Ярослав,

учащийся 7 класса

 

Руководитель:

Сидорова Татьяна Анатольевна,

учитель истории

 

 

 

 

 

Верхнедонской район

Ростовская область

2018

Содержание

 

Аннотация

3

Введение

4

Основная часть

6

  1. Описание куреней казаков Верхнего Дона  в литературных источниках.

6

  1. Анализ типов казачьих куреней на основе изучения исторических фотоматериалов и воспоминаний старожилов.

7

  1. Экологические аспекты в самобытном строительстве Верхнего Дона.

9

Заключение

12

Источники. Литература

13

Приложение 1. ст. Казанская, 1920 г. Переправа через р. Дон. Вид на станицу со стороны х. Тубянского. Дом купца Малеева.

14

Приложение 2. ст. Казанская, начало ХХ века. Базарный день. Вид на станицу с колокольни храма. Дом владельца кирпичного завода Тимофея Урюпинского.

14

Приложение 3.х. Кружилинский. Дом-музей М.А.Шолохова. Традиционный казачий курень XIX века. Вход в «верхи». Вход в «низы».

14

Приложение 4.Старинный курень в хуторе Казанская Лопатина

14

Приложение 5. Макет-модель «Курник», изготовленный в технике «Плетение из лозы». Этапы строительства.

15

Приложение 6. Фольклорно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». Мастер-класс по плетению из лозы.

15

 

Аннотация

 

В ходе исследования «Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона» автор исследует вопрос особенностей традиционного строительства казачьих куреней и хозяйственных построек верховых донских казаков из экологически чистых природных материалов, которыми богат Верхний Дон.

Основная часть состоит из трех глав. Первая часть посвящена изучению литературных источников относительно традиций строительства куреней на Верхнем Дону. Автор анализирует описание казачьих куреней начала ХХ века на основанииромана М.А.Шолохова «Тихий Дон», книги – хроники семьи Дроновых «Казачий присуд», сопоставляет данные, полученные из книги Г.Д.Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – ХХ вв.».

Во второй главе автор проводит обзор ианализ старинных фотографий станицы Казанской, хутора Казанская Лопатина, обобщает воспоминания старожилов хутора о традициях местного строительства.

Третья глава работы посвящена обзору и характеристикам строительных материалов, которые использовались при строительстве куреней и хозяйственных построек в начале ХХ века. Автор представляет результаты исследований о влиянии природных строительных материалов на организм человека, презентует результаты практической деятельности использования методик и приемов экологически чистого строительства.

Используя результаты работы, автор приходит к выводу, что способы строительства, используемые для этого материалы в середине XIX -  начале ХХ века,  не утратили актуальность и в наши дни. Более того, использование экологически чистых и очень доступных по цене материалов делает процесс строительства доступным для всех слоев населения, а проживание в таких домах «экодомах» - способствующим общему оздоровлению организмов людей в них проживающих.

 

 

Введение

Проблема.

В начале этого учебного года в историко-краеведческом музее нашей школы «Отечества родимый уголок» мы начали работать над проектом «Усадьба казачьей семьи конца XIX – начала ХХ века». В ходе работы над проектом мне стало интересно:  как казаки строили свое жилье, обустраивали подворье, не имея возможности использовать современные строительные и отделочные материалы, без которых не обходится ни одно сегодняшнее строительство? Я решил глубже изучить этот вопрос, проанализировать типы куреней, которые строили на Верхнем Дону, приемы строительства,  влияние старинных и современных строительных материалов на здоровье человека, а также вопрос о том, можно ли сегодня строить с минимальными финансовыми затратамии большой пользой для здоровья?

Актуальность.Любая семья стремится иметь свой дом, свое гнездо, с которым будут связаны самые радостные, светлые и добрые жизненные события. И, конечно, любому хозяину хочется, чтобы дом этот был чистым и светлым, нёс своим обитателям добро, преумножал здоровье. Мне, как будущему главе семьи, немаловажно знать о влиянии на здоровье человека различных строительных материалов, а как человеку, родившемуся на донской земле – необходимо знать  традиции и приёмы строительства жилья и хозяйственных построек на Верхнем Дону.

Чтобы исследовать традиции строительства казачьих куреней верховых казаков, я решил обратиться к роману нашего земляка М.А.Шолохова «Тихий Дон», к книге-хронике семьи Дроновых «Казачий присуд», автор которой В.А.Дронов – уроженец нашего хутора Казанская Лопатина, исследовать дополнительную литературу и материалы по исследуемым вопросам.

Тема: Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона».

Цель: выяснить особенности и условия строительства казачьих куреней на Верхнем Дону, влияние используемых материалов на здоровье человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- на основе произведений М.А.Шолохова, В.А.Дронова установить, какие типы куреней строили казаки – верхнедонцы;

- провести анализ внешнего облика казачьих куреней на основе исследования старинных фотографий станицы Казанской и хутора Казанская Лопатина;

- на основе бесед с представителями старшего поколения, узнатькакие строительные материалы и приемы использовали для строительства на Верхнем Дону в первой половинеXX века.

Объект исследования: бытовая культура казаков Верхнего Дона.

Предмет исследования:традиции строительства бытовых сооружений с использованием экологически чистых материалов.

 

 

Были использованы методы:

- анализ литературных источников (научной и художественной литературы);

- исследование исторических фотоматериалов;

- беседы со старожилами, работниками музеев,анализ и сопоставление результатов устных опросов, систематизация и обобщение полученных данных.

Гипотеза: изучая архитектурные традиции бытовых сооружений казаков, получу представление о целесообразности использования традиционных методов строительства и используемых материалах в современных условиях.

Ожидаемый результат:сведения, которые я получу в ходе исследования, смогу использовать в дальнейшей взрослой жизни при строительстве своего дома.

В ходе работы были прочитаны книги о жизни и занятиях казаков, их традициях и устоях. Эти книги помогли мне понять, что особый архитектурный тип жилья – казачий курень сформировался постепенно под воздействием географических, климатических и экономических условий.

Из книги Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и традиции донских казаков» узнал, что «отдельным районам Дона присущи особые типы жилищ» [1, стр. 24].

Валерий Александрович Дронов в автобиографической книге – хронике семьи Дроновых «Казачий присуд» приводит описание родового куреня семьи Дроновых – коренных жителей хутора Казанская Лопатина -  построенного его прадедом Константином Дроновым во второй половине XIX века, дает подробное описание расположения комнат, описывает строительные материалы, которые применялись при строительстве.

Из журнала «Тальцы» я почерпнул информацию об особенностях казачьих куреней Верхнего Дона, их форме и строительных материалах.

 Интересную информацию о казачьих куренях  удалось получить, посетив историко-краеведческий музей станицы Казанской и побеседовав с руководителем музея С.Г.Абакумовой,изучив старинные фотографии станицы Казанской и хутора Казанская Лопатина.

Пользуясь ресурсами сети Интернет удалось выяснить влияние глины на организм человека.

Большим подспорьем в моей исследовательской работе стало участие в традиционном ежегодном фольклорно-этнографическом празднике «Кружилинские толоки», которое проходит на базе Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова в хуторе Кружилинском Шолоховского района.

 

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1. Описание куреней казаков Верхнего Дона конца XIX -начала ХХ века в литературных источниках.

Тему исследования экологических традиций строительства на Верхнем Дону я решил начать с изучения романа «Тихий Дон»  нашего замечательного земляка Михаила Александровича Шолохова, так как никто не осветил в литературе жизнь и быт казаков так,как это сделал М.А.Шолохов. Весь роман я еще не прочитал, но по рекомендации руководителя моей работы я прочитал те отрывки, в которых описываются казачьи подворья и курени. Я узнал, что курени могли строить специально обученные люди –плотники: «Прокофий(Мелехов, прим. авт.) обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины…» [4, стр. 17]. В.А.Дронов при описании строительства нового куреня своей семьи в 1914 году  пишет: «Наняли плотников, купили жести, лес на корню…» [3, стр. 7].Г.Д. Астапенко по этому поводу пишет, что казаки для строительства нанимали «плотничьи артели, которые в основном состояли из иногородних» [1, стр. 27].   Я узнал, что слово «срубили» означает, построили из дерева. А так как плотники чаще всего пользовались в работе топором, то отсюда и пошло такое название. При строительстве использовались местные породы дерева – дуб, вяз, верба. Из беседы со старожилом хутора Петром Семеновичем Акимцевым я узнал, что строить курени в нашем хуторе приезжали «шибаи» - так называли приезжавших в хутор иногородних мастеров. Они жили в доме у хозяев, которым строили курень. Хозяева их кормили, предоставляли кров на все время проживания. Никаких чертежей и проектов не делали, строили курени по традициям и желанию, а также «чтобы было не хуже чем у людей». Хозяин показывал работникам, где следует делать окна, где двери. Это утверждение подтверждает и Г.Д.Астапенко: «Чертежей дома не делали, строили по подобию. Заказчик называл просто размеры дома. Потом плотник делал обвязку дома из бревен, клал ее на фундамент, и хозяин дома на месте объяснял, где будут окна, двери, стены» [1, стр. 27].

Казачий курень на Верхнем Дону как особый архитектурный стиль, по мнению Г.Д. Астапенко,   сформировался раньше всех архитектурных районов Дона. «Условно область можно разделить на следующие архитектурные районы: северный, западный, центральный и задонский.

Раньше всех сложился северный или Верхне-Донской район. Жилье этого района незначительно, но все же отличалось от изб Центральной России. По планировке они не отличались от русской избы, рубились в крест, т.е. были образованы четырьмя наружными стенами, но разделялись уже не на два, а на четыре помещения со стоящей в центре дома печью, отапливавшей каждое из четырех помещений»[1, стр. 24]. Подтверждение этого утверждения нахожу в книге В.А.Дронова: «Дом четырёхкомнатный, состоит из кухни, залы, спальни, комнаты для лекарств и препаратов (дедушка был ветфельдшером), три из них выстелены некрашеными досками, в кухне пол глиняный» [3, стр. 65].Однако встречались курени, в которых не четыре, а шесть комнат. М.А. Шолохов, описывая подворье Коршуновых, утверждает, что Коршуновы «слыли первыми богачами в хуторе Татарском», имели много домашних животных, хозяйственных построек и дом «о шести комнатах». В.А.Дронов, упоминая о богачах хутора Казанская Лопатина начала ХХ века, также пишет о шестикомнатных куренях: «У хуторских богачей были шестикомнатные дома…» [3, стр. 8].

Постройка куреня была очень тяжелым делом для семьи, ведь практически всю работу приходилось делать  вручную. В.А.Дронов пишет по этому поводу:«Работы навалило всем, особенно досталось снохам, они «остались без рук»… [3, стр. 7]. В этом высказывании автор использует простонародное выражение, означающее очень тяжелую физическую работу.

Курени на Верхнем Дону могли быть не только срублены плотниками, но и построены из самана – самодельных глиняных кирпичей. Об этом говорит В.А.Дронов: «курень из четырёх комнат, как и все хуторские постройки второй половины XIX века, изготовлен из самана…» [3, стр. 6].

Крыши куреней были традиционно четырехскатными, делались изначально из камыша, чакана или соломы. Подтверждение этих слов находим практически во всех источниках. Г.Д.Астапенко пишет: «Четырехскатные крыши делались из чакана или камыша» [1, стр. 24], М.А.Шолохов, описывая Краснокутскую станицу, упоминает «соломенные и железные крыши казачьих куреней [4, стр. 110]. По мнению Г.Д.Астапенко «Всем были хороши камышовые крыши. Служили сорок лет, не пропускали ни воду, ни снег. Единственный недостаток – хорошо горели. Вот почему зажиточные казаки начинают делать крыши своих домов из железа» [1, стр. 24]. В.А.Дронова утверждает, что дом его предков, построенный в 1914 году,  «особливо красила четырёхскатная крыша, крытая не камышом, а крашеной жестью» [3, стр. 7].

Выводы

  1. Казачий курень – традиционное жилье донских казаков.
  2. Традиции «Верхне-Донского» [1, стр. 24] архитектурного района сложились раньше всех  архитектурных районовДона.
  3. При строительстве куреней использовались  местные природные материалы: древесина, глина, солома, камыш, рогоз, песок. Зажиточные казаки покупали жесть для крыш.

 

К сожалению технические возможности ресурса не позволяют разместить работу полностью.

Но Вы можете ознакомиться с ней, перейдя по ссылке.

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930